Главный тренер «Астаны» Андрей Тихонов в эксклюзивном интервью корреспонденту Prosports.kz Владимиру Жаркову рассказал о том, в каком состоянии принял команду, как относится к прессингу со стороны СМИ, почему был возмущен судейскими решениями в матче с «Кайратом» и многом другом.
Началась наша беседа с немного запоздалых поздравлений с 50-летним юбилеем живой легенды московского «Спартака», который по стечению обстоятельств совпал с днем подписания контракта с «Астаной» - оба собатия произошли 16 октября.
- Спасибо за поздравления. Наверное, в этом есть какая-то символика – в один день отметить 50-летие и получить новое место работы. Надеюсь, это совпадение станет удачным.
- Андрей Валерьевич, а не было опасений возвращаться туда, где с вами когда-то обошлись не очень хорошо, пусть к этой неприятной ситуации нынешнее руководство клуба и не имеет никакого отношения?
- Совсем нет, никаких опасений. Это тема давно минувших дней, уже давно забытая. Все совсем по-другому. Мой принцип – идти вперед и не оглядываться назад, так что я вообще не думал об этом.
- За те 10 с лишним лет, что вас не было в Казахстане, сильно ли изменился футбол нашей страны? И если да, то в какую сторону?
- Дело в том, что сейчас очень трудно сравнивать и что-то анализировать. Мы играем на одних и тех же стадионах, в одном городе, без болельщиков. Это особая специфика, из-за которой я не могу полноценно ответить на этот вопрос. Когда ты принимаешь соперника на своем поле, затем играешь с ним на выезде – это совсем другое.
- Но вы хотя бы видели родной стадион «Астаны», на котором она, по идее, должна проводить домашние матчи?
- Да, видел, в 2009 году мы играли на нем, ну и в этом году также во время визита в Нур-Султан мне показали нынешнее состояние стадиона. Очень надеюсь, что вскоре мы вернемся туда.
- В каком состоянии вы приняли команду – эмоциональном и физическом?
- Эмоциональное состояние игроков на момент моего приезда в Казахстан, скажем прямо, было не на высоте, ведь они к тому времени уже несколько месяцев жили в отеле. Да и физические кондиции у них были не лучшие – травмы, отсутствие полноценного тренировочного процесса. Ведь в период пандемии футболисты не могли нормально заниматься, а многие еще и переболели этим самым коронавирусом. В общем, команда была неготовой.
- С кем-то из игроков нынешнего созыва «Астаны» раньше были знакомы лично?
- Знаком был с Абзалом Бейсебековым – с ним мы успели вместе поиграть за «Локомотив».
- Приходя в «Астану», вы верили, что еще можно навязать борьбу «Кайрату» за чемпионство?
- Конечно, верил, всегда стараюсь верить в лучшее. Когда я возглавил команду, мы выиграли два матча подряд, и если бы победили «Кайрат», приблизились бы к нему вплотную. И тогда все могло бы случиться, ведь сейчас нам предстоит играть в непредсказуемый зимний футбол. Но сделать нам это, к сожалению, не удалось, и «Кайрат» убежал в отрыв.
- Расскажите, пожалуйста, что вас так сильно разозлило и возмутило в судействе Игоря Чеснокова, работавшего на матче с алматинским клубом?
- Конечно, есть судейский комитет, который должен давать оценки работе арбитров. Но с тренерской скамейки показалось, что были моменты, которые главный судья должен был свистеть – он не дал два опаснейших штрафных у самой линии штрафной «Кайрата», там были фолы. Плюс еще в моменте с отбором мяча в центре поля, когда соперник провел контратаку и забил гол, тоже, на мой взгляд, было нарушение. Но это мое личное мнение, возможно, у кого-то оно совсем другое.
- На ваш взгляд, это была некомпетентность арбитра, его неготовность или что-то другое?
- Я не хочу говорить про неготовность судьи или про что-то другое. Все люди ошибаются.
- Вам довелось поработать тренером и в любительских лигах, и во втором по силе дивизионе российского футбола, и в РПЛ. Сравните, пожалуйста, их уровень с чемпионатом Казахстана.
- Нет, пока не могу – опять по той же самой причине, почему не получается сравнить уровень нынешнего казахстанского футбола и десятилетней давности. Когда начнем играть дома и на выезде, на стадионах разных городов, тогда и можно будет что-либо говорить об этом.
- Но вы же прекрасно понимаете, что стоял выбор – быть или не быть, играть в одной локации или отменить сезон.
- Разумеется, я это понимаю! И слава богу, что чемпионат в итоге проводится. Жалко, конечно, что вся эта история с карантином совпала по времени в заменой газона на «Астане Арене». А так ведь можно было бы хотя бы часть чемпионата провести в столице, под крышей, на хорошем поле. И тогда турнирные расклады, возможно, были бы другими. Но приходится принимать все так, как есть.
- То есть Вы намекаете на то, что «Кайрат» стал чемпионом в первую очередь по причине того, что не покидал пределом родного города?
- Нет, я так не хочу сказать. «Кайрат» завоевал золото в этом году заслуженно и закономерно. По крайней мере, могу так судить по тем играм, которые видел сам. Клуб из Алматы очень ровно и уверенно прошел дистанцию, его чемпионство под сомнение я не ставлю.
- К слову, вы не пересекались на поле с главной звездой «желто-черных» Вагнером Лавом?
- Не помню. Нет, наверное. (На самом деле, Тихонов дважды играл против ЦСКА с Вагнером Лавом в составе за «Химки» в 2007-м году и еще один раз за «Крылья Советов» в 2008-м – прим. Prosports.kz).
- Какова задача у «Астаны» на оставшуюся часть сезона? Сильно ли принципиальна разница между серебром и бронзой, ведь для столичной команды не существует никакого другого места, кроме первого?
- Нам предстоит провести четыре матча за десять дней – график сумасшедший. Плюс у нас еще полкоманды – это сборники, некоторые из которых прилетят только поздно вечером накануне игры, а игра у нас в час дня (в субботу, 21 ноября, с «Шахтером» - прим. Prosports.kz).
Да, все прекрасно понимают, какие задачи всегда стоят перед «Астаной». Увы, нам не удалось в этом году стать первыми, но мы приложим все усилия, чтобы стать вторыми. Чем выше, тем лучше.
- Едва приехав в Казахстан, Вы попали под достаточно серьезный психологический пресс – как со стороны многочисленных экспертов, так и прессы. Вы были готовы к этому и почему, на Ваш взгляд, так происходит?
- Подобное происходит всегда и везде, кто бы и куда ни приезжал. Если критика конструктивна, я воспринимаю ее нормально, но, когда видишь, что главная цель критикующих – облить тебя грязью, это совсем иное. Поэтому, если честно, я стараюсь вообще не читать прессу.
- У Вас есть уже задумки по поводу грядущего межсезонья – кем усилить состав, с кем расстаться, каким образом строить подготовку к следующему чемпионату?
- Есть. Но об этом говорить еще рано, сначала нужно завершить текущий сезон. У многих футболистов заканчиваются контракты, так что пока трудно о чем-то рассуждать.
- Насколько серьезное участие Вы принимаете в трансферной деятельности «Астаны»? К Вашему мнению прислушиваются, оно определяющее или же трудитесь с тем материалом, который Вам предоставлен?
- А для чего нужен тренер, если не прислушиваться к его мнению? Конечно, я намерен принимать самое активное участие в трансферном процессе.
- Что для Вас станет показателем удачной работы в «Астане» и что посчитаете провалом?
- Удачная работа – это выполнение задачи, поставленной руководством клуба. Про возможный провал говорить не хочу.
- Понятное дело, что для Андрея Тихонова-футболиста главное место в сердце занимает московский «Спартак». На какую ступеньку своего рейтинга Вы бы поставили «Астану», вернее, «Локомотив», в котором Вы играли не очень долго, но весьма продуктивно?
- Наверное, все же на четвертое место. «Спартак», «Крылья Советов», потом «Химки», которым я отдал несколько лет своей футбольной жизни. Вот если бы с «Локомотивом» тогда стали чемпионами… В общем, не совсем корректный рейтинг какой-то.
- Есть ли у вас желание пригласить в «Астану» своего старшего сына Михаила Тихонова, который под вашим руководством играл в «Енисее» и «Крыльях»?
- Если честно, я вообще об этом сейчас не думаю. У него есть команда, он играет в «Химках», а у меня своя работа.